Камеры, призванные заменить охранников в зале супермаркета

  • 31.03.2015
  • |
  • Проектирование и монтаж систем безопасности: СКУД,видеонаблюдение

Основным видеооборудованием для выполнения функций охранника в магазине является камера общего наблюдения. Каждая “критическая” зона в торговом зале должна быть охвачена стационарной видеокамерой. Это не только важно для осуществления видеозаписи текущих событий, но и для функционирования детекторов движения, которые желательно установить. Не стоит при этом считать, что камеры наблюдения, оснащенные поворотными устройствами, окажутся более эффективными. Подобная интерактивная аппаратура сродни тому же охраннику, отвернувшемуся в наиболее важный момент в другую сторону.

Устанавливая дорогостоящее оборудование со скоростными поворотными устройствами (стоимостью до 2500$), заказчик рискует оказаться в ситуации, когда кража произошла, а оператор у пульта осматривал в это время иной сектор. К тому же не останется никаких видеоматериалов о произошедшем событии. Как правило, видеокамера с трансфокатором и поворотным устройством монтируется в качестве дополнительного оборудования, отслеживающего нештатную ситуацию, зафиксированную стационарным видеоустройством.

В действительности, заказчик редко соглашается на весь комплект стационарных камер, а поэтому о дополнительных 1 тыс. долларов на камеру с поворотным устройством и речи быть не может. В большинстве своем камеры общего наблюдения монтируются на стенах торгового зала с направлением в проходные зоны между витринами.

Нередко заказчики охранных видеосистем озадачиваются вопросом о том, какими должны быть камеры – цветными или все-таки черно-белыми? Естественно, что устройство с цветным видеоизображением значительно дороже. Тем не менее, большие затраты окупятся довольно скоро, так как эффективность цветного видео безусловна. Допустим, оператор обнаружил подозрительного посетителя. Каким образом он опишет его приметы персоналу, находящемуся в зале, если изображение черно-белое? Если вы однажды пытались описать увиденное в монохромном изображении, то поймете, о чем идет речь. Оперативно идентифицировать человека в толпе можно лишь по цвету его одежды. Причем довольно мощное освещение в магазине всегда придет на помощь самой обычной цветной видеокамере, сделав ее более чувствительной.

Немаловажным фактором является обеспечение оптимальной степени идентификации того или иного объекта в торговом зале в рамках зоны обзора. Этот параметр зависит, прежде всего, от максимально точной фокусной дистанции объектива камеры и точки монтажа видеооборудования. Особенностью сектора обзора стационарной камеры можно считать его прямоугольную форму с большей стороной по отношению к оптической оси.
Какие варианты возможны?

Если торговый зал довольно высок, то камера видеонаблюдения монтируется на стене на уровне прохода между витринами. Монтаж камеры на уровне высоты среднестатистического человека приведет к появлению перемещающихся “мертвых” зон, т.е. каждый посетитель, попадающий в зону видимости, будет перекрывать зону обзора. Традиционная высота установки камеры слежения равна 3 или 4 метрам. Если вы располагаете возможностью монтажа камеры наблюдения в любом понравившемся месте, то следует учесть общую протяженность контролируемой зоны вдоль всей линии наблюдения. Исходить необходимо из максимальной степени идентификации объекта в наиболее удаленных от объектива камеры точках при охвате всей обзорной зоны.

Еще одним вариантом оборудования видеонаблюдения для универсамов являются камеры предметного контроля. По умолчанию считается, что контролируемая зона невелика, а контролируемые объекты (товары) известны. Основной принцип действия таких камер заключается в том, что поле зрения объектива видеокамеры гарантирует идентификацию определенных контролируемых объектов.

Есть смысл в том, чтобы сосредоточить концентрацию наиболее дорогостоящего товара на отдельных полках. На практике, чаще всего это полки с дорогими коллекционными винами. Данная разновидность товара находится под контролем специально предназначенных для этих целей камер. С учетом площади, требующейся для размещения товара, а также в зависимости от необходимого зрительного поля (берутся во внимание габариты товара), вычисляется количество единиц охранного видеооборудования. Не забывайте, что распознаваемость объектов практически не зависит от разрешения камеры, а поэтому сэкономить за счет установки меньшего количества камер с высоким разрешением не удастся. Правильно оценив размеры зрительного поля и точное количество единиц необходимого оборудования, можно сэкономить, установив цветные камеры со стандартным разрешением в 420-480 ТВЛ.

К камерам предметного контроля относится также видеооборудование для наблюдения за отгрузкой-выгрузкой товара. Зона подачи автотранспорта и сектор отгрузки-выгрузки товара может быть ограничен элементарными организационно-техническими мероприятиями. Количество камер предметного контроля для подобной зоны, как правило, не более 2-х. Довольно часто при разгрузке транспорта могут быть открыты внешние ворота универсама. В данном случае требуется контроль въезжающего автотранспорта по направлению к открытым воротам. Естественно, что здесь понадобится автоматическая регулировка диафрагмы (особенно это важно в очень солнечный день). Не стоит экономить в данном случае, поскольку может быть упущена очень важная информация. Наряду с АРД понадобится функция BLC, т.е. компенсация встречной засветки.

Отдельным вариантом охранного видеооборудования для магазинов можно выделить камеру, контролирующую вход. Ее не обязательно монтируют на входных дверях. Наиболее важным моментом в данном случае является возможность фиксации лица каждого посетителя магазина. Качество видеозаписи или картинки, выведенной на принтер, должно позволять полностью идентифицировать любого человека, посетившего охраняемый объект в определенный период времени. Естественно, что не каждый заказчик с легкостью согласится на установку дорогостоящей камеры, контролирующей небольшое зрительное пространство (до 2 м). Тем не менее, очень часто получается так, что имеется запись нештатной ситуации, но не хватает именно портрета подозреваемого, чтобы дело было завершено. Практика показывает, что подобные случаи нередки.

Чтобы обеспечить возможность опознания того или иного посетителя, следует организовать зрительное поле, которое не превышает 2 м. Для этого на объекте искусственно создается сектор, который не может быть обойден посетителем. К примеру, в универсаме таким сектором может являться узкий проход в торговую зону либо место выдачи корзин и тележек. Не исключен и вариант, когда посетитель универсама “фотографируется” на выходе, но в данном случае изображение остается как бы задним числом, а сам гость уже покидает объект.

С подачи самих заказчиков, компании, специализирующиеся на монтаже охранных видеосистем, нередко выводят изображение входящего на отдельный монитор, установленный при входе в магазин. Таким образом, изображение с камеры контроля входа отображается не только на принимающем оборудовании в операторской, но и демонстрируется самому посетителю. Такой шаг вполне обоснован, так как клиент не только информируется о том, что объект оснащен контролирующим видеооборудованием, но и поневоле обращает взор к монитору, предъявляя себя в более выгодном ракурсе для объектива камеры. Например, подобным монитором оборудован вход в “Максидоме”.