Важность системы охранного видеонаблюдения для магазинов и супермаркетов

  • 16.02.2015
  • |
  • Проектирование и монтаж систем безопасности: СКУД,видеонаблюдение

Магазин всегда являлся довольно специфичным объектом для монтажа системы охраны. Так или иначе, но он всегда отличался от промышленного предприятия, складского помещения, спортивного комплекса и тому подобных объектов. Как правило, связано это с тем, что в процессе приобретения товаров клиент должен иметь определенный положительный настрой. Существует даже соответствующий профессиональный термин – настроение покупателя. Именно на поддержание этого самого настроения и должны быть нацелены действия персонала магазина, причем не только продавцов, но и охранников.

Достаточно испортить покупательское настроение, и ни о какой успешной торговле не может быть и речи. Довольно часто неуклюжие действия охранников, стремящихся предвосхитить малозначительную кражу, могут привести к тому, что основная масса покупателей, являющихся законопослушными гражданами, покинет пределы магазина раз и навсегда. Таким образом, казалось бы, успешное торговое предприятие окажется на грани разорения. Иными словами, магазин с неправильно организованной системой охраны и контроля нанесет себе больший урон, чем отдельно взятый мелкий воришка.

Что может быть проще, чем досмотр каждого выходящего из магазина? Таким образом, о кражах можно будет забыть. Тем не менее, забыть можно будет и о покупателях, которых вряд ли прельстит очередная встреча с “человеком-рентгеном”, т.е. с охранником, ощупывающим тебя взглядом с ног до головы. Было время, когда в центре С-Петербурга в “ДЛТ” можно было наблюдать службу охраны в устрашающем камуфляже и с соответствующей амуницией на ремне – наручниками, дубинкой и тому подобной атрибутикой запугивания. Клиентов буквально передергивало от одного внешнего вида подобного персонала. Нередко встречалась охрана и в отделах женского белья. Однажды руководство решилось-таки и убрало сотрудников с буравящим взглядом. Продажи магазина выросли на порядок.

Наш отечественный потребитель, отправляясь на Запад в 80-е, откровенно удивлялся тому, как была организована работа в иностранных супермаркетах. Покупатель, оплатив товар на кассе, мог без проблем вернуться в торговый зал и докупить все необходимое. При этом никто не задавал ему лишних вопросов и не требовал оставить сумку на входе. Магазины дорогостоящей аппаратуры и вовсе поражали воображение неизбалованного сервисом среднестатистического жителя СССР. В них, как правило, клиенту предоставлялась полная свобода для раздумий и последующего выбора. Лишь только посетитель начинал вертеть головой в поисках консультанта, последний тот час же появлялся. К счастью и наше государство сегодня постепенно превращается в цивилизованное сообщество. Таким же ненавязчивым становится и торговый сервис.

Рассмотрим в качестве примера крупный универсам, как объект охраны, максимально отражающий весь спектр задач, нуждающихся в решении. Какие же именно структуры универсама наиболее заинтересованы в видеоконтроле? Какие угрозы могут быть устранены отдельно взятыми структурами? Какие именно задачи должны быть решены посредством охранной системы?

Абсолютно нет разницы, включены ли в штат универсама охранники или же являются “наемниками со стороны”. Главной угрозой, с которой борется охрана, являются хищения. Вполне понятно, что видеонаблюдение магазина вряд ли предоставит 100%-ную гарантию того, что воровства не произойдет. В часы пик число посетителей увеличивается в несколько раз, а поэтому уследить за всеми невозможно. Дело усугубляется еще и тем, что товар бывает разного размера. Небольшую вещь довольно легко спрятать. В данном случае поможет сигнализатор на выходе, среагировавший на электронную метку, не прошедшую через кассовый аппарат. Если же метка была сорвана, то здесь незаменима видеокамера, зафиксировавшая данное действие. Единственным альтернативным вариантомвидеонаблюдению является охранник, который, как уже было сказано, вряд ли поспособствует притоку посетителей.

Чтобы не портить настроение потенциальному клиенту, гораздо эффективнее обозревать торговый зал магазина посредством системы видеонаблюдения. Во-первых, в данном случае значительно экономятся людские ресурсы, а соответственно и финансовые расходы. Поскольку зал в супермаркете делится по длине на несколько зон, визуальный доступ к которым перекрыт высокими витринами, то охранник способен удерживать в поле зрения лишь один единственный сектор. Если же сотрудник будет находиться за операторским пультом, то сможет контролировать одновременно несколько зон (до 7), визуальный доступ к которым предоставляют мониторы.


Во-вторых, злоумышленник обычно следит за охранником, чтобы выждать удобный момент для кражи. Стоит тому отвлечься для осмотра иного сектора, и контроль над предыдущей зоной мгновенно утрачивается, предоставляя возможность для преступных действий со стороны воришки. Если же сотрудник службы охраны отвлекается от монитора, злоумышленник вряд ли будет об этом знать. В любом случае видеонаблюдение магазина, установленное в зале, серьезно напрягает тех, чьи мысли заняты предстоящим воровством. В то же время камеры видеонаблюдения абсолютно не волнуют законопослушных граждан. Обычный потребитель воспринимает охранное оборудование значительно лояльнее, чем идущего по пятам охранника. Ведь камера – объект неодушевленный, а поэтому от нее можно не ждать настороженного взгляда или ехидной улыбки. Охранное оборудование чаще всего вносит покой в сердца потребителей, так как свидетельствует о том, что ситуация под контролем.

Руководствуясь вышесказанным, можно с уверенностью заявить, что ни о каких скрытых видеокамерах и речи быть не может. Охранное видеонаблюдение магазина должно быть заметно для покупателей. Более того, имеется смысл в установке камер-муляжей в тех местах торгового зала, которые не слишком важны. Клиент должен думать, что магазин просматривается во всех направлениях. Наряду с этим, менеджерам магазина не придется вывешивать информацию о скрытом видеонаблюдении, руководствуясь законом “Об оперативно-розыскной деятельности”.